Василий Чегулов: «Прощальные зимние покатушки»

Сказочный лес на бывшей Килемарской железной дорогеСреди студентов и преподавателей Чебоксарского политехнического института немало любителей различного рода экстрима и получения адреналина: паркура, роллеров, парашютизма и просто классно провести время. Любители экстрима объединяются в одну группу или различные клубы. В рядах приверженцев офф-роуда (англ. off-road — бездорожье) – вида активного отдыха и спорта, подразумевающего преодоление бездорожья на полноприводных автомобилях, замечен и заместитель директора института по

научной работе Василий Чегулов. О недавних поездках за Волгу он рассказывает в своём материале.

Сбор участников покатушек в СосновкеДля любителей внедорожных покатушек январь – менее подходящее время, чем, например, летние месяцы. Но сидеть в суетливом и надоевшем городе все ново­годние выходные — та еще альтернатива! А ведь у некоторых приверженцев офф-роуда есть заманчивая цель – урочище Зарецк в Килемарском районе Марий Эл, что на севе­ро-западной окраине соседней республики. Ребята уже бывали там пару раз и один раз пробивались по бездорожью зимой. Впечатлений от той поездки осталось море! Например, то, как последние пару километ­ров до цели ехали больше четырех часов.

Данное мероприятие было запланиро­вано как итоговое в этом зимнем сезоне. Инициатор рейда, Александр Данилов (Axiz) * – здесь и далее указаны ники, под которыми участники общаются на Цель поездки - Зарецк. Когда-то здесь располагался охотничий двор.форуме «За рулём», сплотил вокруг себя группу едино­мышленников, среди которых и почтен­ные «дяди»: Олег Дмитриев (LesnikAWD), Алексей Краснов (Scout), и молодые ребята: Евгений Дмитриев (Evgenii150), Дмитрий Золотов (каспер123).

Был брошен клич на чебоксарском авто­форуме «За рулем», приглашены соратники из Татарстана, определена дата старта — 3 января. Место сбора — площадка у одного из гипермар­кетов, где запасаемся провизией. Контрольные точки — поворот с автодороги «Вятка» на Сосновку и село Первомайское. План рейда: Первомайское — Юксары — Визимьяры — Цинглок — Мал. Помъялы — Тогашево — Зарецк, с одной или двумя ночевками, расстояние около 190 км. Автомобили почти стандартные, с небольшими доработками для улучшения проходимости. В со­ставе колонны два УАЗа и три «Нивы».

Замена натяжного ролика на одном из УАЗовУчасток от Первомайского до Визимьяр про­шли уверенно, дорога накатанная и проходима даже для монопривода. Пейзаж запоминается только огромными проплешинами выгоревшего леса. От Визимьяр наш путь лежит по бывшей железной дороге. Скорость здесь повыше, но и управление сложнее. Машины легко спры­гивают с колеи и ныряют в кювет. По разу при­шлось вызволять из сугробов «Ниву» и УАЗ. В Цинглоке общаемся с местными жителями, коих всего две семьи на всю деревню. И те держатся только за счет реализации изготавливаемых здесь срубов.

Какие бы то ни были дороги, но они заканчива­ются в деревне Тогашево. Дальше лишь снежная целина и одинокая лыжня, до некоторых пор совпадающая с проложенным маршрутом. УАЗы бросаются в бой, но «противник» останавливает наступление уже через десяток метров. Машина просто упирается в снежный вал, образующий­ся перед бампером. Пару раз удается пробить «оборону» мощным рывком, разогнавшись по накатанной колее.

На Ниве обесточилась проводка.Но потом преграда становится непреодоли­мой и в сражение вступает «пехота» с лопатами наперевес. В таком режиме проходим около двух километров и, окончательно выбившись из сил, решаем отдыхать до утра и возвращаться домой. Ведь это только люди восстанавливаются и не в таких условиях, а вот техника требует ремонта и дозаправки. На ведущем УАЗе порван трос привода дросселя и закончился газ, а на бензи­не мотор капризничает. Уже за полночь разбили лагерь, поужинали, встретили и проводили два казанских экипажа, а потом повалились спать. В итоге, потратив более 16 часов, до цели не до­тянули каких-то 2 км!

Утром прогулялись по окрестностям. Посетили красивейший православный монастырь — Богородице-Сергиеву пустынь. Навестили от­шельника Бориса, живущего в лесном домике с козами, нарубили дров, Неудачная буксировка чуть не привела к потере "запаски"оставили продуктов и поехали домой. Но сдаваться мы не думали!

Встретив Крещение Господне в городе, 19 января экспедиция вновь отправилась на покоре­ние манящей цели! На этот раз во главе колонны шел мощный Nissan Patrol под управлением Олега Дмитриева (LesnikAWD), для которого непокоренные нами преграды оказались лишь поводом включить полный привод! В этом заезде весь маршрут с нами прошла «Нива» из Казани.

В экипаже — Григорий Бойко (NIVAляшка) и единственная девушка экспедиции — Юля Панько (AngelsPM). В Зарецке мы были еще засветло, уложившись в 8 часов пути.

Место оказалось сказочным! На высоком яру над речушкой Руткой стоит настоящий терем, окруженный заснеженным лесом. Дом давно заброшен, а когда-то в нем располагался охот­ничий двор. Застряли в 2-х км от места назначения, в районе ТогашевоНу что ж, дрова нарублены, печь с камином растоплена — пора за стол! В огромном казане сварены пельмени, которые на природе кажутся особенно вкусными. А те, кому ощуще­ний не хватило, соорудили на речке купель и оку­нулись в ледяную воду.

За столом бурно обсуждаются интересные моменты, вспоминаются прошлые заезды и соревнования, звучат шутки и приколы. Долго хохотали и не могли успокоиться после сказан­ной Гришей Бойко одной фразы: «Как управлять миром… в тайне от санитаров…?» Далеко за полночь усталость берет свое, и мы уклады­ваемся на ночлег. Те, кто в доме, используют спальные мешки и туристические коврики, в бо­лее теплой бане справляются теплой одеждой, а некоторые ночуют в машинах. Например, в «бу­ханке» Александра Данилова салон оборудован диванами и газовым отоплением!

Вот так! Очередной заряд экстрима получен, железные «кони» выгуляны, можно планировать новые вылазки, улучшать технику, готовиться к соревнованиям. Ведь скоро старт сезона трофи-рейдов!

Василий ЧЕГУЛОВ (ник ОСКАР).

Фото автора.

Журнал «Автовестник», № 4 за 2013 год.