Императрица Мария

«Императрица Мария» — линкор-дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа.

11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Строитель — Л. Л. Коромальди. Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III. Корабль спущен на воду 6 октября 1913 года, к началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днем 30 июня 1915 года.

На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (посадка «свиньёй»). По требованию Постоянной комиссии завод принял меры по облегчению носовой части. Представляют интерес замечания Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора:«Система аэрорефрежерации артиллерийских погребов „Императрицы Марии“ испытывалась в продолжении суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов». К 25 августа приемочные испытания завершились.

С вступлением корабля в строй соотношение сил на Черном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Российской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нём в море.

20 октября 1916 года на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре. Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.

 

 Служба:

 Россия

Класс и тип судна

Линкор

Организация

Черноморский флот

Изготовитель

Завод «Руссуд», Николаев

Строительство начато

30 октября 1911 год

Спущен на воду

1 ноября 1913 год

Введен в эксплуатацию

6 июля 1915 год

Выведен из состава флота

20 октября 1916 год (взрыв корабля),
1927 год (фактический вывод)

Статус

разобран на металл

Основные характеристики

Водоизмещение

нормальное — 22 600 т, полное — 25 465 т

Длина

168 м

Ширина

27,3 м

Осадка

9 м

Бронирование

Пояс — 262…125 мм,
верхний пояс — 100 мм,
башни — до 250 мм,
три палубы — 37+25+25 мм,
рубка — до 300 мм

Двигатели

4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу

Мощность

26 500 л. с. (19,5 МВт)

Движитель

4

Скорость хода

21 узел (38,9 км/ч)

Дальность плавания

3000 морских миль

Экипаж

1220 матросов и офицеров

Вооружение

Артиллерия

12 × 305-мм орудий,
20 × 130-мм орудий,
5 × 75-мм орудий

Минно-торпедное вооружение

Четыре 457-мм торпедных аппарата

© ЧПИ(ф) ФГБОУ ВПО МГОУ имени В.С.Черномырдина | Все права защищены | 2013 г. Сайт создан ElegantArt