«Память Азова» — броненосный (полуброненосный) фрегат российского флота. Назван в честь парусного линейного корабля «Азов», отличившегося в сражении при Наварине. Георгиевский флаг, которым был награждён первый «Азов» за то сражение, перешёл к «Памяти Азова».
Заложен в 1886 году на Балтийском заводе, в 1888 году спущен на воду, в 1890 году вступил в строй и был приписан к гвардейскому флотскому экипажу.
Инициатором создания крейсера был управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков. Проект «океанского крейсера» водоизмещением 6000 т был составлен Балтийским заводом в октябре 1885 года. По спецификации, составленной кораблестроительным инженером завода Н. Е. Титовым, длина корабля между перпендикулярами составляла 340 фт 10 дм, по грузовойватерлинии 377 фт 4 дм, ширина с обшивкой 50 фт, ахтерштевнем 25 фт.
9 декабря 1885 года в кораблестроительном отделении уточнили весовые характеристики артиллерийского вооружения. Две 8-дм 35-калиберных пушки с замками, станками, платформами погонами весили 2798 пудов; 14 6-дм 35-калиберных — 9660 пудов; 2500 пудов отводили на боеприпасы 8-дм пушек (по 125 снарядов, зарядов и зарядных ящиков); 8846 пудов для 6-дм пушек. Общий вес получался 23 805 пудов или 384 т (391 т). По требованию МТК броневой пояс был ограничен длиной 179 фт с применением траверзов и защитой оконечностей «подводной палубной бронёй». Это позволяло вместо предусмотренных спецификацией 733 т отнести на броню 714 т.
К середине февраля 1886 года был принят вариант бортового бронирования с поясом по всей ватерлинии. Палубная броня сохранялась толщиной 37 мм по всей длине корпуса, за исключением оконечностей, где она уменьшалась до 25,4 мм. Ширина пояса увеличивалась до 6 фт.
Постройка корпуса корабля, 27 июня 1886 года получившего название «Память Азова», началась 4 марта 1886 года. Технология строительства уже была отработана на стальных корпусах крейсеров "Владимир Мономах"и «Адмирал Нахимов». Официальная закладка корабля состоялась 12 июля 1886 года в присутствии императора Александра III, императрицы Марии Федоровны, греческой королевы Ольги Константиновны и генерал-адмирала Алексея Александровича.
Спуск корабля на воду, приуроченный к 200-летию ботика Петра I, состоялся 20 мая 1888 года в 12 часов дня в присутствии императора. В церемонии участвовали все 197 матросов и 14 офицеров крейсера под командованием капитана 1-го ранга Н. Н. Ломена. Все моряки принадлежали ко 2-му Её Величества Королевы Эллинов флотскому экипажу.
Достроечные работы пошли быстрее, когда стало известно, что кораблю предназначена особая роль. Он был избран для образовательного путешествия, в которое Александр III намеревался отправить своего наследника цесаревича Николая Александровича. Подготовка совершалась многосторонняя — от невиданной роскоши мебели, предметов оборудования и зеркальных рам, изготовлявшихся из красного дерева, заказа для шлюпок особых флюгарок с золочёными звёздами. С пребыванием наследника могло быть связано и применение полезного, но удручающего инженеров своей тяжеловесностью (до 70 т)в жилой палубе, каютах и в кают-компании гигиенического новшества «кафельных плиток и каменной мастики» (упоминается и цемент).
Основная информация | ||
---|---|---|
Тип | Крейсер | |
Государство флага | Россия | |
Строительство начато | 1886 год | |
Спущен на воду | июнь 1888 года | |
Введён в эксплуатацию | 1890 год | |
Выведен из состава флота | 1919 год | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 6674 тонн | |
Длина | 117 м | |
Ширина | 17,2 м | |
Осадка | 8,2 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения,6 цилиндрических котлов | |
Мощность | 8500 л. с. (6,3 МВт) | |
Скорость | 16 узлов (29,63 км/ч) | |
Экипаж | 640 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 × 203-мм орудия, 13 × 152-мм орудий |
|
Торпедно-минное вооружение | Три 15-дюймовых торпедных аппарата |
23 августа 1890 года крейсер вышел в своё первое плавание, предстояло обогнуть Европу, пройти в Севастополь, чтобы принять на борт наследника и следовать далее на восток вокруг Азии. В самом начале похода корабль попал в сильный шторм. «Вообще фрегат оказался крепок и обладает довольно хорошими мореходными качествами в полном грузу, но всё-таки короток для форсирования большой океанской волны», — писал командир корабля капитан 1-го ранга Ломен.
Турки отказались пропустить крейсер через проливы, и наследник взошёл на борт 19 октября в порту Триеста. Пройдя Суэцким каналом, крейсер направился к острову Цейлон.
В октябре крейсер стал на якорь в гавани Бомбея, и цесаревич сошёл на берег, где его ждала 42-дневная программа развлечений. Тем временем брат наследника, Георгий Александрович, служивший на «Памяти Азова» мичманом, заболел туберкулезом. 23 января 1891 года Георгий Александрович перешёл на крейсер «Адмирал Корнилов», чтобы вернуться на родину. 31 января «Азов» с наследником на борту вновь вернулся на Цейлон. Далее плавание проходило так:
Во Владивостоке наследник окончательно сошёл с корабля, а заболевшего Ломена сменил капитан 1-го ранга С. Ф. Бауер. В честь состоявшегося плавания фирма Фаберже по заказу Александра III изготовила два пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.
Следующий год крейсер провёл на Дальнем Востоке, совершая плавания вдоль берегов России и навещая иностранные порты. 5 мая 1892 года в командование только что прибывшего во Владивосток «Памяти Азова» вступил капитан 1 ранга Г. П. Чухнин. Летом 1892 года он привёл корабль обратно на Балтику. 16 октября 1892 года, завершив своё первое полукругосветное плавание, крейсер прибыл в Кронштадт.
Зимой 1892—1893 годов на корабле проводились работы, связанные с устранением перегрузки и недоделок, с которыми корабль спешно отправляли в плавание в 1890 году. Вопреки требованиям Чухнина МТК не согласился заменить парусное вооружение корабля на лёгкийрангоут с целью уменьшения перегрузки.
21 августа 1893 года крейсер вышел из Кронштадта на соединение со Средиземноморской эскадрой. В конце сентября присоединившийся к эскадре крейсер «Адмирал Нахимов», занимая место в кильватерной колонне, едва не протаранил «Память Азова», однако «благодаря правильным и решительным действиям командира крейсера «Память Азова», столкновение ограничилось лёгким прикосновением и незначительными повреждением».
Местом дислокации средиземноморской эскадры был греческий порт Пирей, откуда корабли уходили для посещения разных средиземноморских портов. В остальное время в исторической Саламинской бухте или на рейде острова Порос занимались повседневной боевой подготовкой и корабельными учениями. Эта служба для «Азова» продолжалась до конца 1894 года.
22 ноября 1894 года крейсер покинул Пирей, чтобы передислоцироваться на Дальний Восток. Срочность отплытия была такова, что судовой праздник, день св. Георгия, приходившийся на 26 ноября, команде пришлось отмечать в пути. По пути к новому месту службы корабль поочерёдно вёл на буксире два вновь построенных минных крейсера, «Всадник» и «Гайдамак».
6 февраля 1895 года крейсер пришёл в Нагасаки и встал под флаг командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Павла Петровича Тыртова в качестве флагманского корабля. В силу предписанных японским правительством правил, эскадра была разбросана по портам Японии. В Нагасаки стояли крейсера «Память Азова» и «Владимир Мономах». 6 апреля к ним присоединился флагманский корабль эскадры Средиземного моря броненосец «Император Николай I» под флагом контр-адмирала С. О. Макарова.
В конце апреля корабли эскадры начали сосредотачиваться в китайском порту Чифу. Ввиду уведомления о возможном начале боевых действий со стороны Японии, эскадра готовилась к сражению. Был издан революционный для флота приказ о немедленном окрашивании кораблей в защитный «светло-серый цвет». Командиры использовали эту возможность, чтобы подобрать наиболее эффективный цвет окраски. Крейсер «Память Азова» был окрашен в розовато-серый цвет под тон цвета местности, в результате чего не только ночью, но и вечером и рано утром корабль совершенно сливался с морем. Тогда же эскадры Тыртова и Макарова впервые вышли в море для отработки эскадренных эволюций. Крейсер «Память Азова» возглавлял правую колонну, в которой шли крейсера «Адмирал Корнилов» и «Рында».
13 мая 1895 года минный крейсер «Всадник» форштевнем ударил в борт «Памяти Азова». Пострадала медная и деревянная обшивка подводной части. В течение девяти суток силами семнадцати человек из машинной команды и команда водолазов под руководством мичмана И. К. фон Шульца повреждения были устранены.
Вскоре Япония отказалась от претензий на Ляодунский полуостров. С наступлением разрядки в обстановке Тихоокеанская эскадра покинула Чифу. 29 июня «Память Азова» под флагом вице-адмирала Тыртова ушёл во Владивосток. На шесть лет крейсер стал главной ударной силой Тихоокеанского флота. За это время он успел пережить четверых командующих флотом (вице-адмирала С. П. Тыртова, контр-адмирала Е. И. Алексеева, контр-адмирала Дубасова и вице-адмирала Я. А. Гильдебрандта) и троих командиров (капитана 1-го ранга Г. П. Чухнина, капитана 1-го ранга А. А. Вирениуса и капитана 1-го ранга А. Г. фон Нидермиллера).
С 3 по 20 ноября 1896 года крейсер ввели в док Нагасаки, чтобы очистить от ракушек и водорослей подводную часть корпуса. Обрастание было так велико, что корабль терял почти 2 узла скорости. Открывшаяся картина почти сплошного обрастания поставила корабельных специалистов в тупик. Ни один другой корабль не обрастал с такой скоростью и таким слоем. Обросли все бронзовые детали: кронштейны, дейдвудные трубы, гребные винты, штевни. После замены повреждённых медных листов корабль опять вышел в плавание. 20 сентября 1897 года во владивостокском доке Цесаревича Николая вновь проверили состояние обшивки корабля и винторулевой группы. Оказалось, что обрастание было значительно слабее прошлогоднего и распределялось неравномерно — поставленные в Нагасаки медные листы совершенно не обросли. Командир крейсера А. А. Вирениус высказал предположение о разном химическом составе листов. Существенным был и износ медной обшивки — края листов утончились и сделались хрупкими.
10 апреля 1898 года с согласия управляющего П. П. Тыртова было принято решение облегчить рангоут крейсера.
Главным событием 1898 года стало участие «Азова» в передаче русскому флоту Порт-Артура. Собрав в новоприобретённой базе главные силы эскадры, «Память Азова» приветствовал Андреевский флаг, который 16 марта на мачте Золотой Горы поднял великий князь Кирилл Владимирович. В Порт-Артуре крейсер простоял всю весну и лето, после чего, с успокоением обстановки, возобновил стационарную службу в других портах.
В конце 1899 года крейсера на Тихом океане сменили броненосцы, и «Память Азова» решено было вернуть на Балтику. 28 ноября крейсер вышел из Владивостока и в следующем году с открытием весенней навигации встал на рейде Кронштадта.
Корабль оставался нужен флоту. В 1900 году решено было перевооружить корабль, заменив котлы и освободив их от устаревшей магистральной трубы водоотливной системы. Летом 1901 года крейсер в качестве флагмана Учебного артиллерийского отряда принимает участие в показательных манёврах флота.
С началом русско-японской войны крейсер под командованием капитана 1-го ранга Ф. Ф. Сильмана был предварительно включен в состав 3-й Тихоокеанской эскадры, но его техническое состояние не позволило кораблю принять участие в походе и Цусимском сражении. В 1904 году корабль встал на капитальный ремонт, в ходе которого на Франко-Русском судостроительном заводе были заменены котлы и паротрубопроводы (теперь котельная группа состояла из 18 котлов Бельвиля), установлены две мачты вместо трёх и оборудование для ведения с корабля минных поставок. Выйдя из капитального ремонта в 1906 году, крейсер приступил к усиленной боевой подготовке в составе Минно-учебного отряда под командованием капитана 1-го ранга А. Г. Лозинского.
С осени 1915 года «Двина» становится плавучей базой английских подводных лодок, действующих в Балтийском море. Места демонтированных устройств и механизмов, погребов и угольных ям заняли стеллажи для запасов и дельных торпед. Значительную часть корабля превратили в общежитие для подводников и русского обслуживающего персонала.
31 марта 1917 г. под давлением «революционных масс» Морское министерство издало указ «О возвращении названий кораблям, отнятым у них за революционные выступления», в результате которого «Двина» снова стала «Памятью Азова». [2]
Весной 1918 года англичане взорвали свои корабли и эвакуировали личный состав соединения. Крейсер «Память Азова» был частично законсервирован у стенки Средней гавани Кронштадта.
В 1918 году «Память Азова» был флагманским кораблем русского морского начальника при обеспечении Ледового похода флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Проводив более 250 кораблей, «Память Азова» в числе последних 6 мая покинул Гельсингфорс.
В ночь на 18 августа 1919 года английские моряки провели комбинированную наступательную операцию по уничтожению боевых кораблей в Кронштадтской гавани: семь английских торпедных катеров с рассветом прорвались в гавань. Действия их были согласованы с отвлекающим авиационным налетом и хорошо организованы. Одной из немногочисленных жертв этой атаки стал бывший крейсер «Память Азова», стоявший у выхода из гавани и всем бортом развернутый в сторону атаки. Подводные лодки, использовавшие его как плавбазу, в ту ночь сменили место стоянки и не пострадали. Это был первый и последний бой за всё время службы крейсера.
Пораженный двумя торпедами, корабль лёг на грунт с креном примерно 60° на борт в сторону выхода из гавани. В течение шести следующих лет полузатопленный остов корабля лежал на дне Кронштадтской гавани. Намеченные на 1921 год работы по его подъёму были отложены, и только в декабре 1923 года завершены. 16 ноября 1924 г. поднятый корабль был введен в Кронштадтский док, и с 16 апреля 1925 г. после заделки всех пробоин использовался как склад. 25 ноября 1925 года крейсер «Память Азова» был официально исключен из списка кораблей РККФ, и разобран в 1927—1929 гг.
© ЧПИ(ф) ФГБОУ ВПО МГОУ имени В.С.Черномырдина | Все права защищены | 2013 г. Сайт создан ElegantArt