15 августа 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося учёного-кораблестроителя, Героя Социалистического Труда, академика Алексея Николаевича Крылова (1863-1945).

Академик Алексей Николаевич Крылов принадлежит к числу выдающихся ученых. Он родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого р-на Чувашии), а большая часть его жизни прошла в городе на Неве, в Военно-морской академии, где он работал и преподавателем, и её начальником. Символично, что здание на Ушаковской набережной Санкт-Петербурга было спроектировано и построено при личном участии выдающего ученого, который посетил академию 13 сентября 1945 года и ознакомился с учебными и лабораторными помещениями, читальным и актовым залами. С 1945 по 1960 год Военно-морская академия кораблестроения и вооружения носила имя Алексея Николаевича Крылова. В память об учёном в ВМА отреставрирован и открыт единственный в своём роде мемориальный кабинет-музей А.Н. Крылова, награды и личные вещи Алексея Николаевича хранятся в Музее ВМА.

1 октября 1945 года, выступая перед коллективом Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, Алексей Николаевич Крылов подчеркнул, что следует готовить не только знающего инженера-офицера, но и глубоко и научно мыслящего инженера-творца. Он выразил удовлетворение училищем, дающим флоту морских инженеров, способных руководить подчиненными и воспитывать их, четко управлять боевой техникой кораблей и решать сложные технические задачи. Его слова актуальны и сегодня.

Имя А.Н. Крылова навечно вписано в историю отечественной и мировой науки, техники и культуры. Многогранная деятельность академика распространялась на различные отрасли знаний, носила энциклопедический характер. Изданное научное наследие А.Н. Крылова составляет 12 томов (1936-1956), охватывает проблемы теории и строительной механики корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математики, механики, баллистики, воздухоплавания, педагогики, истории науки и техники.

Биография

А. Н. Крылов с дочерью Анной, ставшей впоследствии женой П. Л. Капицы 1904 С 1900 годаАлексей Николаевич Крылов родился в семье артиллерийского офицера. Отец А.Н. Крылова получил образование за казенный счет как сын ветерана, раненного под Бородином. В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища А. Н. Крылов работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонги, где провел свое первое научное иследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гидрокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938—1940 годах А. Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:

• «Основания теории девиации компаса»
• «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»
• «О теории гирокомпаса»
 
В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1887 году А. Н. Крылов перешел на франко-русский завод, а затем продолжил учебу на кораблестроительном отделении Морской Академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вел практические занятия по математике а впоследствии - курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась преподавательская деятельность А. Н.Крылова, продолжавшаяся почти до самой его смерти. В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1898 году А. Н. Крылов был награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причем это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, А. Н. Крылов создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространенным способом умирения бортовой качки.

Александр Николаевич Крылов - кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент с 1914), Герой Социалистического Труда (1943). Дата рождения - 3 (15) августа 1863 года. Место рождения - село Висяга Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого р-на Чувашской Республики). Дата смерти - 26 октября 1945 года. Место смерти - Ленинград.

Семья

Александр Николаевич КрыловА. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые теплые отношения. А. Н. Крылов — дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. В 1931 году Крылов опубликовал работу на тему, известную теперь как подпространство Крылова или методы подпространства Крылова. Работа касалась проблем собственных значений, а именно, вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и, как настоящий ученый-вычислитель, подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» — явление нетипичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор. А. Н. Крылов перевел на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915). А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища, неподалеку от И. П. Павлова и Д. М. Менделеева.

 

Александр Николаевич КрыловА.Н. Крылов активно сотрудничал со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалоось 35 лет … на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение». А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. Крылов славился острым языком и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами. В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 был назначен директором физической лаборатории Академии наук, позже — начальником Морской академии. В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходостроительства и торговли. После Октябрьской революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие отечественного флота. В 1921 году А. Н. Крылов был направлен в Лондон как представитель Советского правительства для воостановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз. А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. А. Н. Крылов — автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

Наследие А. Н. Крылова


А. Н. Крылов — основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он — член-корреспондент, а с 1916 — действительный член Академии наук. В честь А. Н. Крылова назван кратер на Луне. Академией наук была учреждена премия имени академика А. Н. Крылова. Премия присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики». Имя А. Н. Крылова было присвоено головному, ведущему научно-исследовательскому институту судостроительной отрасли Советского Союза — ЦНИИ им. акад. Крылова.

© ЧПИ(ф) ФГБОУ ВПО МГОУ имени В.С.Черномырдина | Все права защищены | 2013 г. Сайт создан ElegantArt