«Император Николай I» — эскадренный броненосец Балтийского флота. Участвовал в Цусимском сражении в качестве флагманского корабля 3-й Тихоокеанской эскадры. Заказан Обществу Франко-Русских Заводов в 1885 году. Представлял собой улучшенный тип «Император Александр II» — с башенной установкой, изменёнными ютом и расположением шлюпок и катеров. Заложен в июне 1886 года. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Введён в строй в апреле 1891 года.
Строитель корабельный инженер П. А. Титов. Наблюдающий за постройкой старший судостроитель Н. Е. Кутейников. Корабельные инженеры А. Н. Крылов, Е. А. Введенский, Н. П. Хомяков и П. И. Боков.
По инициативе П. А. Титова броненосец строился без рыбин; вместо них использовались днищевые и палубные стрингеры.
Специально для броненосца «Император Николай I» в 1887 году был разработан проект носовой двухорудийной 305мм/35 барбетной установки и кормовой одноорудийной 305мм/35 барбетной установки вместо двух кормовых орудий. Однако в 1888 году Великий Князь Алексей Александрович приказал заменить 305мм/35 на 305мм/30 орудия в носовой установке, а от кормовой отказаться вообще. В 1888 году МТК по инициативе наблюдающего Н. Е. Кутейникова решил заменить носовую барбетную установку закрытой башенной, что вызвало перегрузку в 50 тонн. Строительство броненосца окончилось скандалом. Установленные механизмы не вышли на проектную мощность, а как следствие не была достигнута и проектная скорость.
Основная информация | ||
---|---|---|
Тип | Броненосец | |
Государство флага | Россия | |
Верфь | Общество Франко-Русских Заводов | |
Строительство начато | Июнь 1886 года | |
Спущен на воду | 20 мая 1889 года | |
Введён в эксплуатацию | Апрель 1891 года | |
Выведен из состава флота | 1905 год | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 9672 тонны | |
Длина | 105,6 м | |
Ширина | 20,4 м | |
Осадка | 7,6 м | |
Бронирование | броня «компаунд»: пояс по ватерлинии 2,5 м (102—365 мм); каземат (51—76 мм); траверзы каземата (152 мм); башня (254 мм); барбет (254 мм); броневая палуба (63 мм); боевая рубка (203 мм) | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 горизонтальных паровых машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля | |
Мощность | 8000 л. с. (5,88 МВт) | |
Скорость | 16,85 узла (31,2 км/ч) | |
Дальность плавания | 4800 морских миль | |
Экипаж | 31 офицер и 585 матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 × 305-мм/30, 4 × 229-мм/35, 8 × 152-мм/35, 16 × 47-мм, 2 × 37-мм (на катерах), 2 десантные пушки |
|
Торпедно-минное вооружение | 6 × 381-мм надводных ТА, 2 × 254-мм метательных ТА |
В 1910 году прошёл модернизацию и переклассифицирован в броненосец береговой обороны (по некоторым данным, тогда же его старые пушки ГК заменили японскими 305-мм с длиной ствола 40 клб). Сохранив за собой ранг броненосца береговой обороны, он использовался как учебный корабль школы юнг и был приписан к базе в Йокосука. Экипаж броненосца в тот период составлял 611 человек. Активной роли в первой мировой войне броненосец не принял, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов.
На рубеже веков корабль уже сильно устарел и стал фактически хорошо вооружённой правительственной яхтой. Особенно устарела артиллерия (старые короткоствольные орудия с дымным порохом были неудобны, крайне недальнобойные и медленно перезаряжаемые) и схема бронирования (площадь бронирования была мала, а как следствие, корабль был очень плохо защищён от осколков фугасных и полубронебойных снарядов). Было несколько проектов его перевооружения. Однако во время ремонта и модернизации особое внимание было уделено механизмам. «Император Николай I» стал едва ли единственном кораблём российского флота, чьи ходовые характеристики были лучше изначальных. Что касательно артиллерии, то реализовано было лишь одно: установка ничего не дающего современного 6" орудия с длиной ствола 45 калибров над адмиральской каютой, а также нескольких орудий малого калибра. В результате боевое значение его в русско-японскую войну было весьма минимально, что во многом способствовало цусимской трагедии. Повреждения, нанесённые броненосцем японским крейсерам — не столько заслуга его комендоров, сколько неопытности и тактической безграмотности японских командиров, которые в погоне за зоной обстрела флагмана русской эскадры сблизились с устаревшими кораблями эскадры Небогатова. Многие называют «Император Николай I» самым противоречивым кораблём в истории российского флота. Начиная от проекта, кончая службой он олицетворял гениальные решения с непростительными недоработками, героические походы с беспрецедентным позором сдачи целой эскадры, его самая устаревшая в русской эскадре артиллерия нанесла самые серьёзные повреждения японцам (пробитие брони башни 12" орудий на эскадренном броненосце «Фудзи», а также пробитие брони и повреждение рулевого управления на броненосном крейсере «Асама») в Цусимском сражении.
© ЧПИ(ф) ФГБОУ ВПО МГОУ имени В.С.Черномырдина | Все права защищены | 2013 г. Сайт создан ElegantArt